• XXII Международный Фестиваль «Интермузей»

    XXII Международный Фестиваль «Интермузей»


    В этом году ИКОМ России традиционно выступил партнером XXII Международного Фестиваля «Интермузей»: участвовал в работе Оргкомитета фестиваля, являлся со-организатором деловой программы фестиваля, а также провел конкурс на соискание Приза ИКОМ России за лучший проект по работе с местным сообществом в качестве специальной номинации конкурсной программы фестиваля. Также ИКОМ России стал партнером Международного Форума «Музейный гид», который был организован Благотворительным фондом Владимира Потанина и проходил в рамках Интермузея.

    В рамках деловой программы ИКОМ России со-курировал секцию «Просветительская деятельность, клиентоориентированность, инклюзия», а также оказывал содействие в подготовке секций «Информационные технологии» и «Музейная безопасность».  

    ИКОМ России особое внимание уделяет развитию доступности музеев и коллекций для всех категорий населения, обеспечению безопасности музеев и коллекций, вопросам цифрового развития, работе музеев с местными сообществами, а также взаимодействию музеев с культурными индустриями и работе по интерпретации сложных вопросов истории, именно потому этим аспектам и были посвящены дискуссии, курируемые комитетом.

    26 мая, в преддверии открытия фестиваля, в рамках Форума «Музейный гид» состоялась Пленарная сессия фонда В. Потанина, организованная совместно с ИКОМ России — «Музеи и цели устойчивого развития». В рамках встречи был поднят вопрос, что музей может сделать для устойчивого развития и как использовать глобальные цели в музейной работе.

    В первый день фестиваля, 27 мая,  состоялось сразу четыре дискуссии, две из которых были посвящены вопросам цифровой и физической доступности посетителей, а две другие — работе музеев с детской аудиторией и взаимодействию с культурными индустриями.  

    В рамках дискуссии «Музей для детей» участники обсудили просветительские программы, которые являются одной из основ музейной деятельности, поговорили про практику перевода образовательных программ в онлайн, о целях и задачах детских программ, важности принципов вовлеченности всех участников в образовательный процесс, а также  отметили необходимость создания площадки со-творчества и единения идей.

    На встрече «Универсальный дизайн: от концепции до реализации» вместе с экспертами по доступной среде, музейные специалисты поговорили про историю развития концепции универсального дизайна, его основные принципы и успешные примеры их применения в музеях различных стран мира. В ходе дискуссии были подняты вопросы взаимодействия музейных сотрудников в разработке стратегии внедрения принципов универсального дизайна как в исторических зданиях музея, так и в спроектированных в современное время. Музейные сотрудники также поделились опытом работы с привлеченными специалистами, а эксперты по доступной среде рассказали о своей практике работы с музеями в России. 

    От физической доступности встреча плавно перешла к вопросам использования различных сервисов в цифровом формате посетителям с инвалидностью. В рамках дискуссии «Цифровая доступность» участники обсудили то, как в условиях цифровой трансформации музеи могут обеспечить расширенный доступ к своим коллекциям и улучшить вместе с тем пользовательский опыт при сохранении миссии музея.

    А в рамках дискуссии «Креативные индустрии и музеи: как выжить в кризис?» участники поделились своими практиками сотрудничества с сектором креативных индустрий, а также обсудили,  каким образом партнерство может содействовать преодолению кризисных явлений и сохранению рабочих мест. Кроме того, представители музейного сообщества и креативных индустрий поговорили про экономическую эффективность музеев с учетом сохранения основных функций музея, подняли вопросы, касающиеся работы в условиях новой виртуальной реальности. Немаловажным итогом дискуссии стало заключение о необходимости мер государственной поддержки сектора креативных индустрий и понимание того, что, работая вместе, музеи и креативные индустрии могут быть катализаторами развития экономики. 

    Во второй день фестиваля, 28 мая, состоялась дискуссия «Музеи и подростки»: участники поговорили о том, какие темы сегодня интересуют подростков, что им интересно обсуждать вместе со сверстниками и музейными специалистами. Участники дискуссии поделились опытом построения доверительного диалога с подростками на «сложные» темы и рассказали о том, как помочь в поисках ответов на актуальные для этой аудитории вопросы. Также были подняты острые и волнующие многих специалистов вопросы: как почувствовать границу, за которую музейному сотруднику заходить не следует, и какие моральные сложности возникают при работе с трудными темами у подростка и у музейщика. 

    В этот же день на других площадках Форума разговор был посвящен вопросу цифровых компетенций и медиаграмотности в сфере культуры. 

    Так, в рамках дискуссии «Цифровая открытость и медиаграмотность в сфере культуры» на «Музейном гиде», участники обсудили концепцию открытости музеев, поговорили про доступность коллекции, про новые медиа продукты (онлайн экскурсии, лекции и тд.). Был поднят вопрос цифровой открытости учреждений, включая работу с открытыми данными, автоматизированный межинституциональный обмен информацией, обеспечение достоверности и доступности предоставляемых данных. 

    Также в этот день состоялась презентация Итогов исследования цифровых компетенций музейных сотрудников, которое было проведено с 27 марта по 30 апреля 2020 г. Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК)Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Microsoft в России при информационной поддержке проекта PRO.КУЛЬТУРА.РФ

    В целом, по данным исследования уровень цифровых компетенций среди опрошенных музейных сотрудников оказался выше среднего показателя по России, что можно объяснить высоким уровнем образования подавляющего большинства музейных работников. Большинство выражает готовность к освоению новых систем и повышению квалификации в данной сфере. Сообщество выразило озабоченность в связи с сохранением профессиональной идентичности в условиях цифровых трансформаций, а также поделилось сомнениями по поводу  надежности и безопасности цифровых технологий. Подробный отчет об итогах исследования будет представлен летом 2020 г.

    В рамках секции «Музейная безопасность» участники поговорили про итоги работы межведомственной комиссии об изменениях в нормативных требованиях по обеспечению пожарной безопасности в музеях, также обсудили системы обнаружения возгорания и пожаротушения на экспозиции и в фондохранилищах.

    В последний день фестиваля, 29 мая, состоялась дискуссия «Что особенного? Взрослые с ментальными особенностями в музее» на которой обсуждалась тема участия людей с ментальными нарушениями 16+  в образовательных и творческих программах в музеях. Эксперты обсуждали, зачем нужны занятия в музеях взрослым с ментальными особенностями, с какими сложностями сталкиваются сотрудники, не работавшие ранее с этой аудиторией, в чем особенность подготовки и проведения мероприятий, а также перспективы развития этого направления.

    Далее последовала практическая сессия «Разработка и использование музеями методов визуальной поддержки». Проблематика сессии была определена фокусом проекта «Инклюзивный музей» 2019-2020 гг. на оказание музеям методической помощи в разработке и использовании методов визуальной поддержки — группе инструментов, призванных представлять информацию в понятном и доступном формате, с учетом наглядной и иллюстративной опоры.  В ходе дискуссии сессии коллеги из нескольких музеев поделились практикой применения инструментов визуальной поддержки в работе с посетителями, как на экспозиции, так и за стенами музея. А завершающая часть сессии была посвящена социальным историям, принципы и критерии создания которых были рассмотрены в контексте музейной деятельности.

    Во второй половине дня была проведена панельная дискуссия «Музей для старшего поколения: партисипаторные практики и трансформации социальной дистанции». В рамках дискуссии была поднята проблема развития практик соучастия в музеях совместно с людьми старшего возраста при новом подходе к понятию «социальная дистанция». В частности, участники обсудили вопросы того, какие проблемы существуют в преодолении различных типов дистанций в работе со старшим поколением, зачем музеям нужно создавать партисипаторные программы для пенсионеров и каковы типы социального дистанцирования, возникающие в процессе практик в духе культуры участия в пространстве музея.

    В завершении дня состоялась дискуссия «Инаковость и разнообразие: роль культурных институций в социальной инклюзии и принятии «другого». В дискуссии приняли участие специалисты учреждений культуры, которые представили междисциплинарные проекты по работе с разными сообществами –  людьми с миграционным опытом взрослыми и детьми с инвалидностью, людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях и другими аудиториями – и поговорили о том, как эти инициативы помогают разрушать барьеры и  стереотипы, возникающие в виду отсутствия возможности свободного диалога. 

    В этот же день во время Церемонии закрытия Фестиваля «Интермузей» были объявлены финалисты и победитель в конкурсе на соискание приза ИКОМ России за лучший проект по работе с местным сообществом.

    В этом году им стал Оренбургский областной музей изобразительных искусств с проектом «Связанные нитью». Проект будет представлен на Международной конференции «Лучший в наследии» в Дубровнике в 2021 году. 

    Поздравляем победителя, а также благодарим всех партнеров, модераторов и спикеров секций за профессионализм и прекрасную работу в рамках Фестиваля.  

    Ознакомиться с записями дискуссий вы можете на официальном сайте Фестиваля в разделе «Деловая программа».