С 20 по 23 сентября в рамках Общероссийского музейного форума в Южно-Сахалинске прошел первый Модуль Школы ИКОМ России «Экспозиционный дизайн и мастерство выставочного проектирования». Школа прошла на базе Музея книги имени А. П. Чехова. Проект поддержан Фондом президентских грантов.
В первый день экспертами Школы был представлен лекционный блок, посвященный актуальным направлениям в сфере экспозиционного проектирования, включая технологии, методы и др. Школа открылась вводной лекцией от Александра Мерескина, креативного директора выставочных проектов Музея Транспорта Москвы, «Современные тенденции в экспозиционном дизайне». Александр представил основные тренды на примере выставочных проектов Музея транспорта Москвы, как «отойти немножко от классической парадигмы музея как хранилища ценностей и построить музей как пространство опыта». Александр в рамках своей вводной лекции рассказал, что такое в его представлении и его команды современный музей и в целом, каким он может быть сегодня, о том, как делать выставки в музее сейчас, и какие тренды в экспозиционном дизайне он наблюдает.
Александр Бондарев, музейный проектировщик, старший научный сотрудник отдела исследований Музея Арсеньева, раскрыл разнообразные приемы, которые помогают в работе над концепцией выставки, а также провел интерактивную лекцию, на которой обсудил с участниками, где и как искать интересные приемы для развития сюжета выставки в искусстве, кино и книгах, как выстраивать работу в творческой команде.
Александр Бондарев, музейный проектировщик, старший научный сотрудник отдела исследований Музея Арсеньева, раскрыл разнообразные приемы, которые помогают в работе над концепцией выставки, а также провел интерактивную лекцию, на которой обсудил с участниками, где и как искать интересные приемы для развития сюжета выставки в искусстве, кино и книгах, как выстраивать работу в творческой команде.
«Первое — необходимо иметь доверие к тому творческому специалисту или тем творческим специалистам, которых ты привлекаешь. Более того, возможно, иногда приходится делать усилия, чтобы это доверие в этом ключе сохранить. Второе — это вопрос постоянного диалога и принятия того факта, что вы можете не найти решения с первого раза. И, возможно, какие-то решения, которые вы находите, впоследствии будет необходимо от них отказаться для того, чтобы создать цельный выставочный продукт».
Важным разделом Модуля стал блок по улучшению посетительского опыта Киры Хейфец, руководителя публичных программ Еврейского музея и центра толерантности. Кира провела практическое занятие по анализу существующих выставочных пространств и опыте CJM.
«Как сделать вообще музей гостеприимным, зачем нам это нужно. И мое любимое слово — «человекоориентированным». Как спланировать пользовательский путь заранее? Что такое этот бесшовный пользовательский путь, который нам всем нравится, и как вообще срежиссировать впечатление человека, который пришел в музей?»
Кульминацией первого дня стал технический блок. Наталья Зайченко, главный архитектор ярмарки современного искусства COSMOSCOW, поделилась своим опытом и осветила следующие темы: «Художественные аспекты проектирования выставок, архитектурные решения» и «Технические аспекты проектирования выставочных пространств: материалы, конструкции, безопасность».
А продолжил блок мастер-класс «Элементы экспозиционного дизайна: свет, звук, цвет» при участии Валерии Гореловой, основательницы и партнера бюро THE ViEW, Василием Филатовым, российского композитора, саунд-дизайнера, медиа-продюсера, и Ольги Трейвас, основательницы и главного архитектора бюро Treivas. Эксперты мастер-класса раскрыли секреты работы со светом, цветом и звуком при проектировании экспозиционно-выставочного пространства.
Второй и третий день прошли в формате разбора кейсов участников Школы. Эксперты вместе с участниками разбирали проекты, с которыми приехали музейные специалисты. В рамках данного блока были разобраны основные «боли» в работе над проектом и продуманы разные пути решения вопросов, с которыми столкнулись участники в своей работе.
Продолжением Школы станет вебинар, который пройдет в октябре. По итогам Школы участники получат сертификаты. Лекционный блок Школы транслировался в прямом эфире в группе ИКОМ России во «Вконтакте». Смотреть записи трансляций можно здесь.
А продолжил блок мастер-класс «Элементы экспозиционного дизайна: свет, звук, цвет» при участии Валерии Гореловой, основательницы и партнера бюро THE ViEW, Василием Филатовым, российского композитора, саунд-дизайнера, медиа-продюсера, и Ольги Трейвас, основательницы и главного архитектора бюро Treivas. Эксперты мастер-класса раскрыли секреты работы со светом, цветом и звуком при проектировании экспозиционно-выставочного пространства.
Второй и третий день прошли в формате разбора кейсов участников Школы. Эксперты вместе с участниками разбирали проекты, с которыми приехали музейные специалисты. В рамках данного блока были разобраны основные «боли» в работе над проектом и продуманы разные пути решения вопросов, с которыми столкнулись участники в своей работе.
Продолжением Школы станет вебинар, который пройдет в октябре. По итогам Школы участники получат сертификаты. Лекционный блок Школы транслировался в прямом эфире в группе ИКОМ России во «Вконтакте». Смотреть записи трансляций можно здесь.
Школа ИКОМ России в Южно-Сахалинске стала первым событием Общероссийского музейного форума, который прошел с 22 по 28 сентября. В этом году темой Форума стала «Музеи России в современном мире: трансформация деятельности». Партнером Форума выступил Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России).
Программа форума была наполнена разнообразными мероприятиями деловой и культурной программы. Так, ИКОМ России провел пленарную дискуссию «ИКОМ России: развитие музейного дела в регионах», в рамках которой члены Президиума ИКОМ России рассказали об истории возникновения организации, о том, как ИКОМ России развивается сейчас и какие возможности для музейных специалистов открываются в организации.
Андрей Гринкевич, член Совета по цифровому развитию при ИКОМ России, директор ООО «ИнфоТех», рассказал об автоматизации системы взаимодействия с посетителями в музее.
Алексей Богданов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, вице-президент ИКОМ России, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург) и Антон Анненков, исполнительный директор компании «Пожтехника», член Совета по безопасности при ИКОМ России, провели семинар «Свет в музее: по итогам конференции в Государственном Эрмитаже. Пожарная безопасность объектов культуры: современные решения».
Общероссийский форум в Южно-Сахалинске в 2024 году стал вторым. Первый Форум прошел в 2023 году. Форум проходит при поддержке Правительства и Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области.
ИКОМ России благодарит Правительство и Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, Ассоциацию музеев Сахалинской области и Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» за приглашение и поддержку.
Программа форума была наполнена разнообразными мероприятиями деловой и культурной программы. Так, ИКОМ России провел пленарную дискуссию «ИКОМ России: развитие музейного дела в регионах», в рамках которой члены Президиума ИКОМ России рассказали об истории возникновения организации, о том, как ИКОМ России развивается сейчас и какие возможности для музейных специалистов открываются в организации.
Андрей Гринкевич, член Совета по цифровому развитию при ИКОМ России, директор ООО «ИнфоТех», рассказал об автоматизации системы взаимодействия с посетителями в музее.
Алексей Богданов, заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, вице-президент ИКОМ России, кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург) и Антон Анненков, исполнительный директор компании «Пожтехника», член Совета по безопасности при ИКОМ России, провели семинар «Свет в музее: по итогам конференции в Государственном Эрмитаже. Пожарная безопасность объектов культуры: современные решения».
Общероссийский форум в Южно-Сахалинске в 2024 году стал вторым. Первый Форум прошел в 2023 году. Форум проходит при поддержке Правительства и Министерства культуры и архивного дела Сахалинской области.
ИКОМ России благодарит Правительство и Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, Ассоциацию музеев Сахалинской области и Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» за приглашение и поддержку.