Мероприятия при поддержке ИКОМ

IX Школа музейного развития «За границами столиц»

Уважаемые коллеги!

Мы рады пригласить вас принять участие в IХ Школе музейного развития «ЗА ГРАНИЦАМИ СТОЛИЦ», которая состоится в Тотьме с 22 по 28 сентября 2024 года. Школа традиционно ориентирована на представителей малых музеев глубинки, но мы будем рады видеть коллег из столиц и крупных региональных центров. Тема Школы в этом году — «Новый краеведческий. Актуальные практики».

Мы предлагаем вам освоить вместе с нами пять образовательных направлений:
  • «Проектирование музейных экспозиций»
  • «Научно-фондовая работа»
  • «Музейный менеджмент»
  • «Опыт коллег: работающие практики музейного братства»
  • «Музей в диалоге с людьми»

Форма участия в работе Школы — очная.

Для желающих — открыто заочное участие, предусматривающее онлайн доступ к материалам Школы после ее завершения. Заочное участие не предусматривает возможности получения удостоверения о повышении квалификации.

Для участия необходимо с 1 августа по 10 сентября заполнить заявку участника. Заявки заполняются только В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ по ссылке.

В случае, если от организации планируется участие нескольких человек, отдельные заявки составляются на каждого из них.

Каждый участник будет иметь возможность скачать ссылку с рабочими материалами Школы и публикациями экспертов по ее завершении.

Наши эксперты готовы будут сфокусировать внимание на ваших проблемах в рамках своих тематических модулей, если вы пришлете свои вопросы заранее при заполнении электронной формы при регистрации.

Организационный взнос — 1200 руб (наличными при регистрации).

Все желающие по окончании прохождения Школы могут получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца от нашего партнера — Вологодского института развития образования. Ориентировочная стоимость удостоверения составляет 3000 руб.

Отметьте соответствующий пункт в электронной заявке при регистрации. По завершении Школы после проверки данных и оформления бланка, удостоверения отправляются участникам на указанный ими почтовый адрес заказным письмом.

Если Ваша организация готова оплатить организационный взнос или удостоверение о повышении квалификации по безналичному расчету, сообщите организаторам об этом строго до начала работы Школы, мы оформим соответствующие документы.

Все расходы — за счет направляющей стороны.

Участники Школы гостиницы бронируют самостоятельно.

Исключение составляют эксперты. Для них гостиницы уже забронированы организаторами.

Ознакомиться с условиями проживания можно по ссылке.

При покупке билетов, пожалуйста, учитывайте, следующее:

22 сентября 2024 года в 9.20 будет организован трансфер из Вологды в Тотьму. В этот день предусмотрена экскурсия по Тотьме и вечером торжественное открытие.

Если вы приезжаете в другое время, обратитесь к организаторам, мы порекомендуем вам подходящие транспортные средства и маршруты.

23-27 сентября 2024 года — дни учебной программы.

28 сентября 2024 года — утром будет организован трансфер в Вологду и экскурсионная программа в музеях Вологодской области. Она закончится к 18.00 часам. Ориентируйтесь при выборе билетов на вечерние поезда.

Подробнее с учебной программой можно ознакомиться в приложении. Расписание Школы, заявки на трансфер и на организованное питание во время Школы будут сформированы и направлены участникам после окончания регистрации.

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать по электронной почте shmrtotma@yandex.ru куратору образовательной программы, учёному секретарю Тотемского музейного объединения Марии Правдиной.

Ждем вас в Тотьме!


Учебная программа

Направление «Проектирование музейных экспозиций» (21 ак. час).

Модуль 1. Мастер-класс. Про свет в музее простыми словами. (4 ак. часа).
Наталья Владимировна Потапова - директор музея «Огни Москвы».
Во время мастер-класса участники сначала познакомятся с особенностями музейного освещения, изучат профессиональную терминологию, узнают какие осветительные приборылучше использовать ввыставочном пространстве, а какие - при создании постоянной экспозиции. Будут разобраны примеры, как можно с помощью света «обновить» уже существующий экспозиционный проект.
Участники мастер-класса освоят приёмы музейного освещения, попробуют проанализировать световыепроекты экспозиционного пространства и создать свой небольшой светотехнический проект.

Модуль 2. Мультимедиа в музейной экспозиции – прогресс или риск. (4 ак. часа)

Ирина Владимировна Смирнова - эксперт в области мультимедийных решений для сфер культуры, науки и образования.
Лекция. Поразмышляем ороли мультимедиа каквсего лишь одного из средств формирования музейной экспозиции, а не гарантии ее успешности, потренируем навык «насмотренности» и аналитического подхода в использовании новых технологий. Будем вместе размышлять: как не разрушитьединство экспозиции, и в то же время глубже раскрытьеё смыслы. Как подобрать оптимальный вариант медианосителя для решения конкретных задач.Вместе рассмотрим вариантырешения типовых задач экспозиции средствами мультимедиа.
Мастер-класс. Участникам будет предложено самостоятельно проанализировать примеры измузейной практики иотметить сильные и слабые стороны реализации.

Модуль 3. #НовыйКраеведческий. Бриф концепции художественной экспозиции музея. Презентация и аудит идей (4 ак. часа).

Мария Борисовна Правдина учёный секретарь Тотемского музейного объединения, кандидаткультурологии, член Президиума НП АДИТ, член Президиума ИКОМ России.
Константин Николаевич Ширко заместитель начальника Главного управления по музейно-экспозиционной, библиотечной и издательской деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук.
Краеведческий музейимеет дело с людьми, событиями, социальными и природными системами на определенной территории. Постоянная экспозиция музея - то, что в значительной степени формирует и представляет этот образ. Всегда ли она соответствует духу времени (в социальном и профессиональном смысле),собранию музея и концепции его развития? Каков срок жизни постоянной экспозиции и существуют ли критерии и алгоритмы определения ее актуальности и пересборки? Может ли изобразительное искусствостать полноправным языком краеведческого дискурса, самостоятельной и полноправной частью постоянной экспозиции краеведческого музея? Поговорим об этом в рамках презентации концепции художественного раздела обновленной экспозиции ТМО и практикума, посвященного ее анализу.
Практикум. Слушатели смогут проанализировать и охарактеризовать отдельные элементы будущей художественной экспозиции, а также предложить свои экспозиционные решения, исходя из специфики фондового собрания ТМО и выставочных площадей музея.

Модуль 4. Традиционная культура Русского Севера: проблемысовременной музейной репрезентации. (4 ак. часа).

Олег Рудольфович Николаев научный руководитель бюро «АртТерра», куратор музейныхпроектов, кандидат филологических наук.
Лекция. Музеи Русского Севера обладают объёмными и репрезентативными этнографическими коллекциями. Но их экспозиционное представление чаще всего строится на традиционных и, с точки зрения науки и музейногодела, давно устаревших подходах. Лекция посвященасовременным методам проектирования этнографических экспозиций. Использован опыт этнографических экспозиций и выставок Бюро «АртТерра», в том числе и на Русском Севере (Шенкурский краеведческий музей, Коношский краеведческий музей, Вилегодский краеведческий музей, Вельский краеведческий музей Архангельской области).
Будут затронутыследующие проблемы:
•Современная этнографическая (этнологическая, антропологическая) наука и этнографическая экспозиция.
• Мир вещей в отражениях музейной экспозиции: современные подходы. Технологии (народные промыслы и ремесла)как объект музейнойрепрезентации.
• Как представлять в экспозиции «нематериальное измерение» традиционной культуры(обрядовые практики, фольклор,народный язык)?
• Локальное разнообразие традиций как предметмузейного представления.
• Интерактивное измерение этнографических экспозиций (в том числе детских).
Практикум. В формате экспресс-семинара предполагается применитьсовременные методы проектирования к этнографическим коллекциям.
Будут затронуты следующие практические проблемы:
• Репрезентация объемныхколлекций однотипных предметов.
•Как показывать в экспозиции этнографический предмет, как «заставить» его заговорить?
• Инфографика, тексты,звуки, мультимедиа и их функциив современных этнографических экспозициях.

Модуль 5. Мастерскаямузейного проектировщика. (5 ак. часов).

Надежда Анатольевна Пантюлина - музейный проектировщик, эксперт.
Кураторская экскурсия повыставке «Засушенному — верить». На её примереучастники обсудят с экспертом, какое наследие мы называем трудным, и бывает ли нетрудное, какими способами можно о нём говорить, чтобы пробовать из травмы сделать опыт, как предметы неочевидных групп хранения могут быть участниками таких экспозиций (по 1 ак. часу для двух групп).
Лекция. Музейное проектирование: зачем музеям трансдисциплинарность и метауровень.
Участники вместе с экспертом обсудятна примерах рабочихситуаций: как выходитьза границы привычного без разрушения. Будут перечислены дисциплины, которые помогают нам, музейщикам, вне своей области находить модели и язык осмысления для перехода на метауровень. Участникиузнают, где слушатькороткие внятные описания,где читать основныетексты подробнее, и где сам лектор постоянноповышает квалификацию. Очень коротко будет рассказано, что такое репрезентация и трансгрессия. Будут показаны несколько примероввыставок, жанр которыхпока не получается описать однимсловом, но они уже есть, работают и названы проектнымнаследием и модельными практиками.

Направление «Научно-фондовая работа»(12 ак. часов).

Модуль 6. Особенности учёта,хранения и экспонирования оружия, орденов, медалей,предметов с содержанием драгоценных камней и металлов. (4 ак. часа).
Наталия Анатольевна Засковец - главный хранитель Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музея Победы).
Оружие как культурная ценность. Поговорим о критериях отнесения предмета к культурным ценностям. Особая категория - стрелковое оружие - в музейной коллекции. Федеральный закон «Об оружии»: основные понятия и ограничения. Лицензии на коллекционирование, экспонирование и разрешение на хранение стрелкового оружия.
Познакомимся с награднойсистемой Российской Федерации. Обсудим документы, регламентирующие прием государственных наград в музейноесобрание. Порядок оформления приема государственных награди документов к ним. Роль Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам в процессе их постановки на музейный учёт.
Экспертиза предметов, содержащих драгоценные металлы и камни. Полномочия Федеральной Пробирной палатыв части проведения экспертизы на музейные предметы.Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом предметов, содержащих драгметаллы (ГИИС ДМ ДК) и музей. Порядок проведения ювелирной экспертизы. Правила организации учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, включённых в составМузейного фонда РоссийскойФедерации и содержащихв своем составе драгметаллы и драгкамни.
Практикум. Вместе порешаем задачи и выработаем алгоритмы взаимодействия с контролирующими органами.

Модуль 7. Основы консервации и реставрации археологических предметов изорганических материалов (кожа, текстиль, лыко, береста) (4 ак. часа).

Лина Феликсовна Богатова художник-реставратор III категории, старшийнаучный сотрудник Музеяархеологии Института археологииим. А. Х. Халикова АкадемииНаук Республики Татарстан.
Органические материалы в контексте археологии - одни из самых малочисленных видов находок. Это связано с состоянием сохранности таких находок. На лекции и практикуме рассмотрим факторы сохранности, деградации и основные методики работы с органическими материалами. Зададим и ответим на основныеэтические и эстетические вопросы современной научнойреставрации. Рассмотрим основныенормативные документы в реставрационной практике.
Практикум.Основы полевой консервацииархеологических предметов из органических материалов: очистка, консервация, транспортировка. Во время практической отработки полученных теоретических знанийучастники ознакомятся с техниками очистки, консервации, сушки и упаковки памятников. Рассмотрим основы лабораторной консервации, реставрационные материалыи оборудование.

Модуль8. Новое в музейном законодательстве (2022-2024) (1 ак. час).

Мария Борисовна Правдина - учёный секретарь Тотемского музейного объединения, кандидат культурологии, член Президиума НП АДИТ, член Президиума ИКОМ России.
Будет представлен обзор основных нормативных документов последних лет, существенно влияющих на деятельность российских музеев в области управления Музейным фондом РФ.

Модуль9. Концепция комплектования фондов:

требования законодательства и резоны «здравого смысла». Чек-лист по применению (3 ак. часа).
Мария Борисовна Правдина учёный секретарь Тотемского музейного объединения, кандидаткультурологии, член Президиума НП АДИТ, член Президиума ИКОМ России.
Константин Николаевич Ширко заместитель начальника Главного управления по музейно-экспозиционной, библиотечной и издательской деятельности Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук.
Последние изменения в музейном законодательстве предполагают формирование (а, следовательно, и его изучениеи публичное представление) музейного собрания на основе разработанной и утвержденной концепциикомплектования. Будет ли она (или уже является)формальным документом или инструментом совершенствования профессиональных практик и работы музея? Каким должнобыть содержание этого документа? Что поменяется (уже изменилось) в музее после его принятия?К чему это приводит или приведёт
на практикедля сотрудников, посетителей и партнёров музея?Поразмышляем и подискутируем об этом с коллегами на основе материалов интернет-опроса
«Концепция комплектования музея.Подходы и принципы»и итогов обсуждения в Клубе главныххранителей и специалистов по учету музейныхценностей в рамках конференции АДИТ в Омске (3-7 июня 2024 г.).

Направление «Музейный менеджмент» (10 ак. часов). Модуль 10. Тренинг. Музей и власть.

Аспекты успешного взаимодействия. (6 ак. часов).
Лилия СергеевнаЩеглова - руководитель Международной школы менторинга и лидерстваTalentED, методолог и эксперт по наставничеству, бизнес-ментор.
На тренинге вы:
• узнаете, как устроены органы власти, как принимаются решения,какие у них полномочия и ограничения;
• поймете, кто вы для органов власти,кому с какими вопросом обращаться, какие ресурсы можно получить;
• осознаете, как выстроить партнёрские взаимовыгодные отношения в регионе и на муниципальном уровне;
• сможете понять друг друга, избежать конфликтов и не взять на себя лишнее.

Модуль 11. Музей без границ: как управлять просветительской и событийной деятельностью музея во время реконструкции

и переезда.(4 ак. часа).
Василий Вячеславович Рябев - заместитель директорапо развитию Мурманского областного краеведческого музея, кандидатсоциологических наук.
Лекция с примерамииз музейной практикипоможет музейным специалистам познакомиться с методамиэффективного управления и работы музеяв условиях переездаи состояния реконструкции. Участники получат практические знания для поддержания работы музея и взаимодействия с посетителями в этот период.
Деловая игра «Музей в движении». В рамках игры участники смогут применить теорию на практике, развить навыки командной работы и принятия решений в условиях неопределенности.

Направление «Опыт коллег:работающие практики музейного братства» (5 ак. часов).

Модуль 12. Индустриальное наследие:

сохранение, реновация, использование. Опыт Тотьмы.(2 ак. часа).

Алексей Михайлович Новосёлов директор Тотемского музейного объединения.
На протяжении 4-х лет в Тотьме шло возрождение территории, на которой с XV-XVI веков находился солеваренный завод. Благодаря разнообразным источникам финансирования, в основном - грантовым, первоначальная идея создания экскурсионного маршрута вдоль сохранившихся рассолоподъёмных труб перерослав создание реконструкции солепромышленного комплексапод открытым небом. Поговорим о том, с какими вызовамии сложностями столкнулась команда проекта, как соединить археологию, исторически достоверную реконструкцию и сжатые сроки грантовых проектов, как сохранять память об утраченных полностью производствах.

В партнерстве с ИКОМ (Международный совет музеев) России:

Модуль 13. Проекты ИКОМ России для региональных музеев.(1 ак. час).
Ольга МаксимовнаЧистанова исполнительный директорИКОМ России.
ИКОМ России активнозанимается развитием профессиональных компетенций музейного сообщества России. В 2024 году ИКОМ России организовал для членов ИКОМ грантовый конкурсна тревел-гранты для участия в профессиональных музейныхмероприятиях в России.
Стал соучредителем конкурса«Музейный Олимп», победа в однойиз номинаций которогос этого года будет признанием музейного сообщества на всероссийском уровне.ИКОМ России всегда поддерживал активнуюкоммуникацию и профессиональный обмен опытом между музеями. «Музейный Олимп» – площадка для обсуждения инновационных подходов и технологий в музейном деле, которая также будет способствовать повышению общественного интереса к региональным музеям.
ИКОМ России запускает проект «Школа ИКОМ России» - серию просветительских программ для музейныхспециалистов по разным тематическим направлениям. Первое из них – «Экспозиционный дизайни мастерство выставочного проектирования».

Модуль 14. Музеи, краеведение и экотуризм: точки роста. (2 ак. часа).

Алексей Михайлович Новосёлов директор Тотемского музейного объединения.
В последнее время за грузом других проблем и требований муниципальные краеведческие музеи напрочь забыли о краеведении. Сплошь и рядом возникают ситуации,когда за уточнениями по информации, касающимися истории и географии края, музейщики обращаются к каким-то сторонним экспертам, в том числе самодеятельным краеведам. Тотьма стараетсявести работу иначе. Директор ТМО Алексей Новосёловрасскажет об опыте реализации краеведческих проектов «По следам тотемского барокко»,«Осколки времени» и ряде других инициатив музея, поделится опытом организации на базе музея местной ячейки географического общества, расскажет о новом проекте в сфере краеведения и экотуризма - «Дорогами Александра Кузнецова».

Направление «Музейв диалоге с людьми» (8 ак. часов).

Модуль 15. «Посторонним вход воспрещён!» или «Добро пожаловать!» Как музею работатьс закрытыми сообществами? (2 ак. часа).
Виктория Владимировна Шалева заведующая отделом музейной педагогики Котласского краеведческого музея (Архангельская область), кандидат педагогических наук..
Организацию успешной работы музея изакрытого сообщества обсудим на примеревзаимодействия с тремя организациями: ветерановАфганской войны 1979–1989гг., участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, родителей погибшихпри исполнении воинскогодолга. Подумаем, почему это сотрудничество важно для музея.Проанализируем особенности каждогоиз сообществ и попробуем найти ключи/подходы к ним. Сформулируем условия успешного диалога,обсудим варианты форм работы. Определимпервые шаги в работе. Составим карту успешного взаимодействия с закрытыми сообществами в музейной сфере.

Модуль 16. Практикум. Музей и журналисты – как понять друг другаи начать продуктивно работать (4 ак. часа).

Анна БорисовнаКочарова журналист, шеф-редактор, радиоведущая, музыковед, лектор.
В рамках практикума обсудим, как научиться писать интересные и живые пресс-релизы, поймем,как готовить спикеровдля интервью, «примерим»на себя работу журналиста и в итоге поймем – что нужно делать для того, чтоб журналист был «на стороне» музея.

Модуль 17. Опыт реализации инклюзивных проектов в маломгороде: подводные камни, проблемы и их решения.(2 ак. часа).

Александра Владимировна Гросс заведующая Музейно-выставочным центром «На БольшойСадовой» Тотемского музейногообъединения.
В процессе честногодиалога предлагается обсудитьважные вопросы: Готов ли музей работать с аудиторией детей и взрослыхс особенными потребностями? Готова ли эта аудитория включаться в совместные проекты?Расскажем, какие проблемывозникают в горизонтальной коммуникации среди людей, которыевзаимодействуют с ключевойаудиторией. Попробуем посмотреть на проблему «изнутри». Что можно сделать уже сейчас, чтобы стать ближе друг к другу и что остается «за кадром» успешно реализованных проектов?